Воспитание личности – главнейшая задача и важнейшее направление деятельности образовательного учреждения. Само по себе образование человека немыслимо без воспитания личности.
Процесс воспитания, сопровождающий человека всю его жизнь, обусловлен множеством факторов влияния: семья, общество, государство с различными образовательными институтами, религия, государственная идеология, культурная среда и проч.
По степени влияния, по долговременности влияния, по широте и глубине влияния школа как учреждение образования может сыграть очень заметную роль в формировании личности.
Нельзя абсолютизировать влияние школы, но нельзя и преуменьшать ее влияние на фоне всех других факторов. Работники школы должны изгнать из своего сознания мысль о том, что школа бессильна противостоять разлагающим факторам влияния на учеников. Более того, по мере нарастания проблем в обществе, идеологического вакуума, кризиса института семьи (рост неполных семей, насилие в семье, маргинализация семей и т.д.), опошления культурной среды, роль школы в воспитании должна усиливаться. В этом случае деятельность школы может рассматриваться как служение обществу, как миссия.
Школа должна сделать все возможное, чтобы не только нейтрализовать негативные факторы влияния на своих учеников, но и создать такую систему воспитания, которая поднимала бы, облагораживала личность, восстанавливала бы в человеке образ Божий.
Очень важно ставить вопрос о том, как школа способствует формированию мировоззрения обучающихся.
Мировоззрение – это система представлений о мире, об обществе, о нас самих, это совокупность хорошо продуманных и интуитивных, осознаваемых и неосознаваемых, правильных и неправильных взглядов на трудные, но важные вопросы бытия:
* Каково происхождение Вселенной и что лежит за наблюдаемым космосом?
* Каким образом возник наш мир, как он развивался и каким образом он оказался населенным такими разнообразными формами жизни?
* Что такое человек? Каково происхождение его рациональности и морального чувства? Каковы его перспективы на будущее? Что происходит с человеком после смерти?
Бесспорно, формирование мировоззрения – одна из важнейших целей образования, а значит, одна из важнейших задач школы. Именно в школе происходит знакомство ребенка с науками, искусством, литературой, историей, то есть с разнообразными областями знания. Образование должно достичь понимания связей и согласованности между этим знанием и личным опытом обучающегося. Образование призвано помочь человеку найти ответы на фундаментальные вопросы об устройстве мира, частью которого является сам человек. И в поиске ответов необходимо дать ученику выбор модели мироустройства, так как лишь при наличии выбора реализуется свобода личности.
Для этого необходимо, как минимум, устранить монополию философии материализма, доставшуюся нам от глубоко идеологизированной советской атеистической школы, и, как максимум, предложить пытливому уму альтернативный взгляд на бытие.
Альтернативой атеизму как системе взглядов, отрицающих существование изначального, независимого творческого Разума, является теизм, то есть система взглядов, основанная на признании существования Бога.
Преподавать теистический взгляд не только можно, но и должно в светской школе. Здесь важно разобраться в понятиях и устранить укоренившиеся ложные представления об этих понятиях.
Во-первых, понятие «светская школа» означает то, что школа является нецерковной организацией и не учреждена той или иной религиозной деноминацией. Понятие «светская школа» вовсе не означает, что школа построена на философском фундаменте атеизма. Светской школе присущ плюрализм взглядов, в том числе и мировоззренческих.
Во-вторых, грубейшей методологической ошибкой следует считать противопоставление научного и теистического взглядов, так как это ведет к отождествлению научного взгляда с атеистическим убеждением. Среди современных ученых большинство находится в лагере атеистов – это верно. Но среди ученых немало и тех, кто стоит на теистических принципах – и это тоже факт. По большому счету, вопрос существования Бога не является предметом исследования той или иной науки. Этот вопрос исследуется в философии и религии. Наука занимается тем, что можно измерить, описать, объяснить, доказать посредством опыта. Бога же на предметное стекло микроскопа не положишь. Поэтому понятие «научный атеизм» — нонсенс, как впрочем и «научный теизм».
Таким образом, светская школа не только может, но и обязана преподавать теистический взгляд и влиять на мировоззрение своих учеников.
Теистически ориентированное мировоззрение создает благоприятную почву для воспитания личности. Человек, считающий себя Божьим творением, а не продуктом слепой эволюции, осознает свою ответственность не только перед собой и перед обществом, но и перед своим Создателем. Это другой уровень ответственности. Это как раз та ответственность, которая способна благотворно влиять на развивающуюся личность, на ее поведение, ее отношения с ближними.
Учебником теистического взгляда на мир является Библия, позиционирующая себя как слово Божье, в котором содержатся основополагающие сведения о Самом Боге, о Его планах, Его целях, Его мотивациях, Его воле. В Библии содержатся ответы на важнейшие вопросы бытия, на природу вещей, на историю человеческого общества; в ней освещены тысячи актуальных тем, среди которых закон и свобода, добро и зло, истина и ложь, святость и грех, жизнь и смерть. Библия является своеобразным учебником по праву, по экономике, по менеджменту, по педагогике и психологии, по медицине, в ней заложены основы естественных и общественных наук.
В Библии содержатся пророчества, которые уже исполнились в истории и которым предстоит исполниться, и это дает человеку, исследующему эти пророчества, уверенность в будущем и покой в настоящем.
Наконец, Библию можно рассматривать как письмо любящего Отца к возлюбленным детям, в котором находится Его откровение. И это письмо направлено в адрес каждого человека. Школьному учителю дается великая возможность распечатать это уникальное письмо и вместе с учениками прочитать его, наслаждаясь живительными строками.
Поэтому в НОУ СОШ «Русско-американская школа» в учебный план включен предмет с названием «Исследование Библии». Исходя из светского характера школы, Библия преподается не как предмет религиозный, но как источник теистического взгляда, обеспечивающий свободу мировоззренческого выбора обучающихся, их полноценную ориентацию в мире, воспитание нравственных духовных ценностей.
Библейские ценности как основа воспитания личности являются предметом изучения как на уроках исследования Библии, так и на уроках литературы, истории, обществознания, биологии, используются в классных и индивидуальных беседах с детьми и их родителями.
Актуализация библейских текстов помогает школьникам не только ориентироваться в нравственных категориях, но и применять их в своих повседневных выборах, делах и поступках.
Проводимое ежегодное анкетирование выпускников школы по вопросам целесообразности и важности изучения Библии показывает стопроцентную заинтересованность обучающихся в этом курсе. Юноши и девушки, готовясь покинуть школу, отмечают, что Библия расширила их представление о жизни, помогла сориентироваться и найти выход в тех или иных жизненных ситуациях, дала возможность размышлять о вечных ценностях, об абсолютных истинах, помогла ответить на важнейшие вопросы бытия.
Таким образом, изучение Библии наряду со всеми прочими формами работы служит делу воспитания подрастающего поколения и подготовки его к взрослой жизни.
Курс изучения Библии содержит 374 часа, преподается с 1 по 11 класс.